Мы в Google+

Bob Clearmountain: Rolling Stones - DVD `Shine A Light`

Боб Клиамаунтейн в своей студии `MixThis` в Лос Анжелесе Боб Клиамаунтейн (Bob Clearmountain) был премьером в рядах микс-инженеров в течение трех десятилетий. Но Мартину Скорсезе с идеями о том, как “Rolling Stones” должны быть представлены на концерте, все-таки удалось бросить ему вызов.

Мартин Скорсезе (Martin Scorsese) сделал себе имя не только такими фильмами, как “Водитель Такси” (“Taxi Driver”) и “Славные парни” (“Goodfellas”), ставшими классикой, но и как концертный фильм-мейкер, сняв фильм "Последний Вальс" ("The Last Waltz"). 2008 год увидел его возвращение в жанр, возможно, с самой долго-живущей группой из всех: “Роллинг Стоунз” (“Rolling Stones”).

На тот момент группа уже выпустила набор из четырех документальных DVD с “Biggest Bang Tour” - официально самым кассовым турне всех времен. Так что фильм Скорсезе с “Стоунз” рисковал оказаться лишним. Тем не менее, “Shine A Light” (“Прольется свет”) был повсеместно воспринят триумфально, и ассоциировался с саундтреком на двойном CD, хорошо продававшемся по обе стороны Атлантики. “Прольется Свет”, был показан в кинотеатрах, прежде чем был выпущен на DVD, и был фильмом о рок-музыке, а не просто документальной съемкой концерта. С рабочей камерой, Скорсезе показал многое из того, что происходит за кулисами. Трек-лист альбома довольно сильно отличается от “Biggest Bang” DVD, содержащего много редких записей Rolling Stones из бэк-каталога. И с точки зрения аудио-производства,  в сведении фильма применялись уникальные и революционные методы.

“Прольется Свет” был записан и сведен Бобом Клиамаунтейном - легендой в своем деле. Тем, чья связь с “Роллингами” уходит корнями в далекий 1979-й. Сведя ряд ранних концертных альбомов группы, он предположил, что он на “своем месте” и оценил, что его участие в проекте займет не более нескольких месяцев. Вместо этого, проект занял полтора года его жизни, и он нашел это для себя, переходом в новые области. По настоянию Мартина Скорсезе, ему пришлось работать с записями, сделаными на совершенно непротестированый и непровереный переносной микрофон обзорной камеры, создавать отдельные миксы для показа фильма в кинотеатрах, Imax, DVD и DVD-Stereо, плюс делать совершенно отдельную версию для CD. Клиамаунтейн делал сведение материала свыше 15 раз, в полудюжине студий в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке и Лондоне.

Запись

MixThis! базируется на консоли SSL G-серии “Прольется Свет” был записан в старейшем театре “Beacon Theatre” в Нью-Йорке, 29 октября и 1 ноября 2006 года. Записи второй ночи составили основной материал для фильма и DVD, кроме выступления Билла Клинтона, которое было взято с первой ночи. CD, в основном, также взят из второго ночи, с тремя треками добавленными с первой.

"Это была довольно прямолинейная запись", объясняет Клиамаунтейн. "Я работал с Дэвидом Хьюиттом (David Hewitt) и Филом Джитомером (Phil Gitomer) из “Remote Recording Services” (“Служба Удаленной Записи”). Фил имел дело с DAW системой, на которую все писалось в 24-бит/48 кГц, с резервным копированием, на 48-дорожечный DASH с полу-дюймовой цифровой лентой.    Я использовал обычные микрофоны, использующиеся обычно парнями из PА, стандартные: Shure SM57 на малом барабане, Beyer M88 на бас-барабан, вокал Мика с беспроводного SM58, SM57 - с гитарами, и так далее. Были 10 микрофонов в аудитории, я не помню, какие, но вероятно, в основном Neumann: пара на сцене, а остальные висели в разных местах внутри театра. Я принес несколько микрофонных пред-усилителей “Apogee Mini-MP” - для вокала Мика, малого барабана, бас-барабана и оверхэдов. “Mini-MP” являлись лучшими микрофонными предусилителями на рынке, но никто не знал о них, и “Apogee” прекратили их изготовление.

Микрофоны шли в сплиттер на сцене, который подключался на FOH, в сценические мониторы и в передвижную студию. В дополнение к моим “Mini-MP”, парни из Службы Удаленной Записи разместили рэковую стойку с пред-усилителями на сцене и организовали посылы линейного сигнала обратно в грузовик, которые были сделаны для уменьшения шума и большей четкости верхних частот. К сожалению, это не очень удобно, потому что вы должны общаться с кем-то на сцене о настройке уровней. Мы закончили, примерно, с 72 - 80 каналами в целом, включая микрофоны в аудитории. Я записал все без эффектов. После того, как песня начиналась, я старался ничего не трогать- Вы же не хотите, чтобы настройки менялись слишком сильно, иначе, в последствии это будет сложнее микшировать. Я был довольно консервативен в уровнях, и в основном тратил свое время, делая мониторный микс, с эквализацией и эффектами  в пост-записи.      Мой мониторный микс шел к съемочной группе, которая записывала все на кучу видео-машин. Помимо того, что все снималось на кинокамеры, еще записывалось на встроенные в них видеокамеры, которые писали на видеокассету, чтобы просмотреть отснятый материал. Они были записаны с моим черновым миксом в качестве образца".

Сведение

Основная обработка при сведении “Shine A Light” делалась с использованием внешнего аналогового оборудования По возвращении в свою студию “MixThis!” в Лос-Анджелесе, Клиамаунтейн перевел весь записанный материал в “Pro Tools”, и в течение декабря и января он сделал то, что он назвал "предварительные миксы" концертов 29 октября и 1 ноября в стерео и 5.1, посылая все через его 72-канальную консоль SSL, серии G+  с выходной частотой дискретизации до 47.976k при сведении, потому что монтаж фильма делался на системе Avid.

"Это были очень хорошие базовые миксы, которые были предназначены в качестве образца, так что съемочной группе было с чем работать во время монтажа. Живые миксы сделанные мной были в порядке, но только исходя из того, что вы могли сделать в реальной ситуации ".

Учитывая десятилетия опыта и послужной список Клиамаунтейна с “Роллингами” - он был уверен, что эти базовые миксы сформируют прочную основу для дальнейшей работы, и  породит минимум вопросов. Тем не менее, Скорсезе, работающий над фильмом в Нью-Йорке, вернулся с уникальным предложением. “Я делаю в основном сведение DVD-концерта, и обычно это - ощущение момента, где вы не работаете над привязкой к окончательно смонтированному изображению. Вместо этого Вы режете линии видеоряда, которые были произведены во время живой записи. Вы наблюдаете изображение только, чтобы получить общее настроение и ощущение того, кто и где стоит на сцене, что затем и  отражается в миксе.

“Прольется Свет” отличался. Директивой Марти было: “Я хочу услышать то, что я вижу на экране. Если экран показывает гитару Ронни, я хочу, чтобы он выделялся в миксе, я хочу чувствовать то, что он играет.” Это означает, что Вы сливаетесь с картинкой, слыша каждый план: например, каждый раз, когда есть полный план Кита- его гитара “выходит” в центр.

"Так что мне пришлось ждать, пока они могли бы послать мне окончательный вариант каждой песни, или что-то близкое к этому, и я бы пересвел каждую песню по вИдению Марти, которое было основополагающим! Это означало использование большого количества автоматизации, и я должен был быть осторожным, чтобы инструменты не выскакивали так, что начинали бы звучать “немузыкально”.

Поскольку я работал с аналоговой консолью, я придумал систему, которую назвал ‘шина панорамирования’. Вместо того, чтобы отправлять каждый инструмент в стерео-шину, я отправил каждую дорожку, которая должна была панорамироваться, чтобы соответствовать изображению — гитарам Кита и Ронни, голосу Мика, гармонике Мика, саксофону Бобби Киса — на фейдеры отдельных шин. Таким образом, гитара Ронни была на шине 17, гитара Кита на шине 18, и т.д.. Эти шины были посланы на AUX-входы в Pro Tools с назначеными выходами L-C-R из Pro Tools, которые приходила на три подгруппы каналов на SSL, спанорамированные соответственно L-C-R в стерео и в 5.1. Так что, если Кита нужно было “сдвинуть” в центр, я использовал внутреннюю автоматизацию Pro Tools. Это было действительно громоздко, но очень хорошо работало, и я мог быть очень точным.

Большая проблема в выполнении этого “mic-on-a-camera”-эфекта была в создании ощущения, что вы стоите на сцене с группой, но в то же время сделать так, чтобы это не звучало смешно. Я должен был балансировать между тем, о чем меня просил Марти и сохранностью музыкальности потока. Я действительно не хотел, чтобы люди акцентировалисвое внимание на этом, но это было интересным опытом, потому что все действительно звучит так, будто вы находитесь на сцене. Мы сводили кино- мы не сводили запись, так что мы рассматривали это как кино. Я также многое почерпнул, из просмотра “Последнего Вальса”. Я был действительно впечатлен тем, как он был сделан - ничего экстремального, но то, как они использовали панорамирование- было действительно эффектным".

Ужасный звук

Передвижная стойка Боба Клиамаунтейна В то самое время, когда Клиамаунтейн, еще приобретал навыки нового способа сведения “к изображению” на “MixThis!”, он получил панический звонок из Нью-Йорка, с несколько тревожными новостями: его новый сурраунд-микс звучит ужасно. Это не тот отзыв, которые привык получать “светила миксинга”. Так в чем же дело? "Марти монтировал и слушал мои миксы на обычной системе THX Dolby 5.1, как в типичном кинотеатре. Он сказал, что они звучат очень жестко, что нет “высоких”, и что все это было слишком среднечастотно (mid-rangey). Я спросил: “Что?! Как это может быть?”. Я знаю, что у меня хорошая система и миксы здесь звучали очень хорошо. Я использовал пять мониторов “Dynaudio BM15” и сабвуфер “KRK S12”. Так что я зарезервировал время в кинотеатре “Sherry Lansing” на “Paramount” здесь, в Лос-Анджелесе. Записал несколько миксов на ленту DA88, потому что это единственное, что у  них было, и воспроизвел это через их систему. Конечно же, это звучало ужасно. Ничего, кроме жестких средних частот... Не было  “верхов”, и очень мало “низа”. Мне стало интересно: "Что, черт возьми, происходит?!”

"Это был шоком для меня: узнать, что акустические системы кинотеатров не звучат подобно динамикам домашнего кинотеатра. Я спрашивал у многих людей, и многие знали об этом, но никто не знал- почему, и у всех были разные доводы. Когда люди сводят фильмы, то на стадии сведения они используют такую же систему, как в кинотеатре, и они соответствующим образом корректируют эквализацию в миксе. Они не беспокоятся по поводу домашних кинотеатров. Но я сводил на мониторах, которые звучат так же, как системы домашнего кинотеатра. В итоге я арендовал площадку для сведения фильмов здесь, в Лос-Анджелесе, и с помощью EQ- плагина, я вывел кривую эквалайзера, чтобы откорректировать мои миксы, для звучания в кинотеатре. После этого я обработал все мои миксы для 5.1 согласно этой кривой эквалайзера. Конечно, я снова избавился от этой эквализации работая над миксом для DVD ".

Чтобы быть в состоянии оперативнее решать задачи нового подхода к сведению, и проблемы звуковой несовместимости между традиционной музыкальной студией и акустическими системами кинотеатра, которые требовали более тесного диалога между Скорсезе и Клиамаунтейном, летом 2007 года Боб перебрался в Нью-Йорк . Он работал там над миксами 5.1 в течение еще шести недель на “Battery Studio”. Во время этого и на предыдущем этапе он, также, сделал несколько исправлений к материалу.“Там практически нет никаких "врезок" (overdub), за исключением приблизительно четырех секунд в соло, которые Ронни хотел исправить. Я также сделал несколько незначительных изменений. Например, просто вырезав и вставив из другого места  пропущенный Китом аккорд, и т.п. Но все очень минимально.

Я не знаю, понимают ли люди, что большинство артистов сегодня проводят недели в студиях, переделывая вещи на “живых” альбомах. В отличие от этого, фактически, на “Прольется Свет” все, действительно, сыграно "вживую". Консоль на “Battery” имела на восемь каналов меньше, чем моя собственная "SSL", которой до этого уже не хватало для того, чтобы иметь возможность работать в 5.1. Для этого я должен был “ужать” вещи и арендовал “SSL AWS 900” для возвратов в формате surround.

Как только Марти был доволен этими миксами, мой помощник Брэндон Дункан [Brandon Duncan] сделал стэмы всех миксов. Мы продолжили работать над саундтреком на площадке кино-сведения в Нью-Йорке в сентябре, для окончательного микса фильма, который я сделал с Томом Флейшманом [Tom Fleischman]. Эти миксы мы сделали в большой цифровой консоли `Euphonix System 5`, подстраивая уровни по указаниям Марти. Каждый инструмент имел собственный пятиканальный стэм, включавший в себя и панорамирование. В фильме также были некоторые задние планы, для которых мы использовали `Euphonix`, чтобы переключить расстановку барабанов и бэк-вокала на 180 градусов, что отчасти трудно сделать на аналоговой консоли.

Пост-Продакшн

Маршрутизация Сгнала на `Shine a Light` В феврале 2008 года Клиамаунтейн перебрался в `Pacific Ocean Post` в Санта-Монике, с микс-инженером Тедом Холлом [Ted Hall], для подготовки DVD-саундтрека, которая включала ре-эквализацию версии 5.1 и преобразование в стерео. Стерео-микс позволял прослушивающим дома без сурраунд-оборудования получить аналогичные `mic-on-a-cam` ощущения. Но чтобы добиться этого, Клиамаунтейну снова пришлось приноравливаться к некоторым особенностям AV-формата.

"Как правило, преобразование в стерео производится процессом, называемым ‘LT-РТ’, который включает в себя аналоговое Dolby Pro Logic- кодирование, разработанное в 80-х и 90-х годах, то есть до “цифровой эры”. Но, вследствие этого процесса, запись аудитории превращалась в моно, а звучание стерео-микса было странным и “моноподобным”. Таким образом, я провел довольно много времени делая прямое сокращение с 5,1 до стерео. Незадолго до этого я, также, провел неделю в Торонто на площадке `Imax`, приводя микс 5,1 к формату `Imax`, который использует только пять каналов и не имеет LFE-канала. Таким образом, вы должны смешать сигнала сабвуфера с пятью другими каналами ".

Январь 2008 года, Клиамаунтейн и Джаггер провели в студии “Townhouse”  в Лондоне, делая стерео-микс для двойного CD `Shine A Light`.

"Мы должны были сделать новый микс для CD версии, потому что все звуковые крупные планы из стерео микса к DVD, с движениями панорамы и громкости,  без видимых причин, не имеют никакого смысла. Я сделал `desk-recall` стерео-миксов, которые я первоначально сделал в декабре 2006 и январе 2007. Исправления, которые я с тех пор сделал в DAW, конечно, оставались там.

Мик и я делали настоящее пересведение. Он  вплотную участвовал в процессе, но не двигая самостоятельно фейдеры, а высказывая вполне определенные пожелания, как например, добавить побольше бочки или "прибрать" гитары. Мы подробно обсуждали каждую вещь. Мне пришлось ре-эквализовать мои оригинальные миксы, потому что все звучало по разному. Это было немного сложно, потому что “Таунхаус” имел эквалайзеры G-серии, в то время как моя консоль имеет эквалайзры E-серии. Я не очень люблю G-серию. В итоге, звучание CD-микса полностью отличается от звучания DVD. Плюс, на CD есть некоторые дополнительные песни, которыx не было на DVD."

Безусловно DVD и CD миксы звучат по-разному, а потому и неудивительно, что имеются и другие особенности. Например, в европейском релизе DVD `Shine A Light` стерео-версия не доступна, что очень шокировало Клиамаунтейна. "Это ужасно! Это ужасающе!!! Потому что я был, действительно, непреклонен в отношении этого».

Эффект “Mic-On-A-Cam” от Скорсезе, возможно, внес свой вклад в многочисленные положительные отзывы, но по-прежнему в значительной степени остался незамеченным критиками. "Я рад, что люди не заметили", - говорит Клиамаунтейн, "потому что она должна быть частью ощущения в фильме, и я не хотел делать это слишком очевидным. Но если вы действительно обратите внимание - это становится очень очевидным ".

Микс Изнутри

Rolling Stones `Shine a Light` "Есть несколько различий между сведением живого концерта и студийного трека"- объясняет Клиамаунтейн. "Один из них - наличие зрителей и атмосфера, что очевидно. Если вы хотите получить атмосферу на студийном треке, вы обычно просто добавляете ее, в то время как в живой записи у вас постоянная борьба за то, чтобы быть уверенным, что вы можете слышать реакцию аудитории и, что музыка не слишком “вымывает” атмосферу, особенно, если PA  изогнуты вверх и действительно очень громкие, как это было с “Роллингами”. В студийной записи у вас больше контроля, и инструменты имеют тенденцию быть опрятными и разделенными, и там не так много ошибок. Вы часто создаете аранжировку, решая, что некоторые дорожки не работают или не являются необходимыми, либо напротив - добавляя дополнительные инструменты или вокал.

"При сведении живой записи, вы в основном стараетесь воссоздать атмосферу “лайва” - как это было в зале, только лучше. Потому что, часто, вещи теряются в PA. На “Прольется Свет” у меня была пара слэп-дилеев 100 мс и 125 мс с моего “Roland SDE3000”, спанорамированных влево и вправо - что-то вроде этого... И большинство вещей, пропускались через него, только в разных соотношениях. Он добавляет общего волнения и делает звук меньше, как если бы это было записано в ТВ-студии, или больше- как это звучало бы в большом помещении.

Песни сводились одна за другой, потому что кто-то менял гитару или усилитель или там играли другие клавишные... Слишком многое менялось с каждой песней, чтобы все сводить на одном дыхании. Я даже не могу сказать - было ли это возможным. Хотя каждая песня сводилась отдельно, не было заметно, что каждую песню я начинал “с нуля”. Барабаны в основном одинаковые на каждом треке, и общий звук также остался прежним ".

Вокалы: Urei 1178, 1176 и LA3A, Roland SDE3000, Audio Ease Altiverb, Digidesign Pitch, SSL EQ и компрессия.

"Часть проблемы в сведении “Стоунз” заключается в том, что многие из их инструментов сосредоточены в верхней части среднего диапазона. К счастью, голос Мика Джаггера легко “прорезает” гитары. Вам не нужно накручивать много, чтобы услышать его. Мик “компрессирует” сам себя, но я все же использовал `Urei 1178` на его вокал, для легкой компрессии. Также, я использовал задержку “SDE3000”[Roland] на Мика, и немного “Altiverb” с пресетом “Big Hall”. Единственной причиной, для последнего было то, что, когда песня заканчивается Вы увеличиваете микрофоны в аудитории для ответной реакции публики, и это добавляет речи атмосферы окружения. Речь в PA была довольно громкой и “снималась” микрофонами в аудитории. Добавление небольшого количества реверберации на вокал и некоторого слэп-дилея во время песни затушевывали эту разницу. Это все, что касается Мика. Он очень легко сводится.

Вокал Кита я обрабатывал более или менее так же, хотя эквализация отличалась. Его голос немного сложнее, потому что он не прорезается так же хорошо. К счастью, группа была очень тихой во время его песни “You Got The Silver”. Я также использовал немного компрессии `Urei 1178` на Кристину Агилеру [Christina Aguilera], и некоторую эквализацию с консоли, добавляя высоких частот, я думаю, также немного `Digidesign Pitch`, для очень минимальной подстройки ее вокала в нескольких местах.

С ее вокалом было сложнее, потому что песня «Live With Me», которую она пела, была очень громкой, и ее беспроводной микрофон, “всасывал” все, что происходило на сцене, особенно если вы добавили немного компрессии, которая делала его в 10 раз хуже! У нее есть куча микрофонов, которые подбираются к цвету ее одежды. Таким образом, у нее должен был быть подходящий микрофон. Никто не использовал ушной (in-ear) мониторинг, таким образом, "пролитие" было проблемой на всех вокальных микрофонах. Когда солист не пел, я убирал фейдер на SSL, используя автоматизацию, хотя иногда мой ассистент делал это в Pro Tools. С вокалом Бадди Гая [Buddy Guy] было очень легко работать: просто немного компрессии и эквализации с консоли - ничего особенного. На вокале Джека [Уайта] [Jack White] был `Urei 1176`, и “LA 3A” на бэк-вокале. Но ни в одном из этих случаев я не использовал много компрессии. Я предпочитаю на вокале довольно сильно двигать автоматизацию на консоли “от руки”.

"Я не использую ди-эссеры. Вместо этого у меня есть патч на SSL. Я посылаю все вокалы на канал, рядом с ними, на котором убираю все “средние” и “низы” и усиливаю вокруг 7k, насколько это возможно. Затем этот канал я посылаю в персональную шину, где установлен компрессор, чтобы усилить его на той шине, таким образом получается, своего рода, петля в канале. Я выставляю в компрессоре быструю атаку и быстрый релиз и соединяю его с исходным вокальным каналом, на котором я включаю динамику. Это работает как “side-chain компрессия”, и имеет эффект быстрого высокочастотного ограничителя, его порог под контролем фейдер на параллельном канале. Это действительно эффективный, очень быстрый, и это работает очень мягко и гораздо лучше, чем любой другой де-эссер,из используемых мной когда-либо. Кроме того, вы можете автоматизировать порог. Используется много кнопок и регуляторов, но стоить лишь увидеть, как это просто и эффективно работает. Я использовал этот же прием на вокалах Кита и вокале Мика ".

"Мик играет на акустической и электрической гитарах, и Блонди Чаплин [Blondie Chaplin], одна из бэк-вокалистов, иногда играла акустику. В основном акустика имела два `Директ-Аута`, которые приходили на отдельные дорожки. Вопрос со всеми этими гитарами был лишь в панорамировании и эквализации. Ничего очень специфичного не было. Когда вы микшируете - вы просто делаете то, что необходимо. И я часто не могу вспомнить, как это было. Вы просто крутите ручку, пока не зазвучит правильно. Вы слышите звук гитары, и вы думаете: "Хорошо, эта частота будет конфликтовать с голосом, и вы регулируете ее. Вот и все! Никаких больших секретов!"

"В стерео-спектре у меня были Кит- справа и Ронни- слева - как они стоят на сцене для зрителей. В зависимости от песни, я, возможно, использовал некоторые из тех же слэп-задержек и реверберации на гитарах, но было мало или отсутствовала вовсе компрессия на “электрике”. Я люблю сохранять динамику на электрических гитарах. Я, вероятно, использовал немного Дистрессор-компрессии на всей акустике, и у меня было немного компрессии с `Focusrite Red 3` на бас-гитаре. Я также добавил низких частот, около 70Hz на басу. На гитаре Бадди Гая у меня были Distressor и EQ. У него был очень яркий, пронзительный звук гитары, но для Марти это было не достаточно пронзительно. Я, вероятно, использовал для этого свой “Pultec EQ P1 A3”. Но когда Мик услышал это, он попросил сделать немного меньше “верхушек”».

Ударные: SSL EQ и компрессия, Digidesign Sound Replacer

"С барабанами все было довольно просто: немного компрессии малого барабана и томов, и общее добавление высоких частот. Вы можете использовать EQ, чтобы это звучало как барабаны, чтобы заставить их звучать мощнее. Кроме того, у Чарли была очень динамичная бочка, он достаточно сильно менял интенсивность. Он - как настоящий джазовый барабанщик. В роке, это сложно микшировать, потому что это может хорошо звучать в куплете, а потом выскакивает или пропадает куда-то. Так что я взял его сэмпл, потому что у него была великолепно звучащая бочка, и выборочно подмешивал, к его оригинальной дорожке с использованием плагина под названием “Sound Replacer”, который следует за динамикой инструмента. Вы можете указать, что вы хотите, допустим, следовать, за 50-процентной динамикой, поэтому она работает вроде компрессии. Это действительно помогло. И убедительно звучало, как будто бас-барабан всегда был там".

Дальнейшая работа

Мировая премьера “Прольется Свет” состоялась на кинофестивале в Берлине 7 февраля 2008 года, но у Клиамаунтейна даже тогда не было времени почивать на лаврах. По просьбе Скорсезе, он провел значительную часть 2008 года летая по всему миру, чтобы проверить оборудование в каждом кинотеатре, где должна была пройти премьера фильма.

В итоге, через два колосальнейших года с момента самого концерта, Клиамаунтейн смог оглянуться назад, на хорошо выполненную работу. “"Прольется Свет”, действительно, показывает “Роллинг Стоунз” точно так, как они играют. Они сделали великолепное шоу. Я видел этот фильм, наверное, уже раз 150, но и сейчас я все еще ​​наслаждаюсь им. Это отличный опыт ".

Как Сводить - От Боба Клиамаунтейна

Боб Клиамаунтейн является одним из множества первоклассных звукорежиссеров, которые все еще полагаются на аналоговую консоль.

"Я никогда не делал миксы "в коробке", так что мне трудно прокомментировать, как это будет звучать. Я не люблю сидеть перед компьютером, пока свожу. Мне нравится куча ручек передо мной. Для меня очень неудобно и громоздко - открывать раскрывающиеся меню и плагины. Я предпочел бы быть водопроводчиком (plumber), чем делать это! Несмотря на то, что я так говорю - мне нравится “цифра”.

У меня всегда были проблемы и с аналогом, даже когда я еще не слышал цифры. Я могу записывать великолепные группы, такие как `Chic` или Брайана Адамса, и все может звучать великолепно во время записи, но при прослушивании с аналога начинает расстраивать, потому что кажется настолько далеким от того, что звучало на записи. Я никогда не мог получить такого же ощущения с ленты, как то, когда музыканты играют на самом деле. Наконец пришла `цифра`, конвертация с использованием преобразователей “Apogee” и все зазвучало более “живо”: сойдя с цифровой ленты вдруг все звучит так же, как когда группа играла. Особенно сейчас, с более высокой частотой дискретизации, цифровая запись действительна хороша.

"Я использую Pro Tools просто, как магнитофон. Я до сих пор создаю миксы, двигая фейдеры, и делая черновой микс, просто, чтобы получить представление о том, что это за песня в чем ее идея. Только после этого я иногда включаю соло отдельных дорожек, чтобы услышать их партию. Но я никогда не начну микс просто с  работы над бас-барабаном или гитарой, или частью песни и т.п. Для меня это бессмысленно. Я теряюсь. Я не могу сказать, что происходит. Я должен слышать вещи в контексте."

"Я свожу песни от начала до конца, а не по частям. Я буду прорабатывать микс до тех пор, пока он не зазвучит настолько хорошо, насколько я могу получить это без автоматизации. После этого я переключусь с  “SSL” на компьютер, и, как правило с первого прохода буду автоматизировать дорожку с вокалом, добиваясь, чтобы он хорошо вписался в микс. На последующих проходах я двигаю инструменты вокруг вокала, но я не вывожу их один за другим, как делают многие. Мой подход является гораздо более случайным. Можно назвать это “потоком сознания”. Люди часто спрашивают меня, как я это делаю, но это все равно что пытаться описать, как я иду. Я просто кручу то, что поражает меня в этот момент и пытаюсь сделать,чтобы это звучало хорошо настолько, насколько я могу."

"Одна из немногих вещей, которые я использую в DAW - автоматизация для вокального тюнинга с `Digidesign Pitch`. Этот плагин, настоящий “шаг вперед”. Я применяю его полностью на слух и автоматизирую изменения. Я считаю наиболее популярные настройки плагинов слишком громоздкими, и они звучат странно для меня. А для проекта “Стоунз”, я использовал средства автоматизации Pro Tools для динамического панорамирования - что было необходимо, потому что на аналоговой консоли не было действительно хороших способов сделать это. Другое дело - использование DAW, где исправить положение намного проще, чем это было, когда мы еще пользовались лентой. Также я использую и несколько плагинов. Мне нравится `Altiverb` [Audio Ease], но я отношусь к нему, как к навесному, подключая его на AUX моего SSL и возвращая на консоль. Я также иногда использую `Waves X-Noise`, если есть проблемы. Или если мне нужно изменить эквализацию в середине песни я могу использовать EQ-плагин, который смогу автоматизировать."

Опубликовано в SOS. Февраль 2009.

 

Перевод: Владимир Антонов

 

Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте

Сейчас 23 гостей онлайн
SL_Sign